Артикуляционная гимнастика для детей
Что такое артикуляционная гимнастика для детей? Не все дети легко, без каких бы то ни было трудностей осваивают речь, по возрасту начинают точно говорить звуки и слова. Большинство проблем произношения связаны с особенностями развития органов в речевом аппарате. Детская речь формируется параллельно развитию мышц языка, способности управлять своими связками, дыханием, а также правильно складывать губы. Артикуляционная гимнастика — большой комплекс упражнений для каждого из этих органов, что позволяет им развиваться правильно и помогает малышу легко осваивать речевые навыки.
Некоторые родители с улыбкой относятся к детским недостаткам в произношении. Но как бы мило не звучали ломаные крохой слова, нельзя откладывать коррекцию речи в долгий ящик. Маленькие ошибки в звуках очень скоро станут дефектами, которые исправить уже невозможно. И они не только причинят ребёнку физическое неудобство, но и могут стать причиной проблемы социального плана – насмешки со стороны детей, неуверенность, трудности в общении.
Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста – цели
С проблемой выговора сталкивается далеко не каждый малыш. Речевые дефекты возникают на фоне выраженных нарушений в процессе развития артикуляционного аппарата – мышечного строения, прикуса или функций органов дыхания. Артикуляционная гимнастика для детей очень нужна, чтобы предупредить неправильное развитие указанных органов. Причём у маленьких детей в 2-4 года она выполняет профилактическую функцию, а у более старших (дошкольников 3-4 лет) позволяет выправить дефекты, что уже успели развиться.
Принцип артикуляционной гимнастики прост. Упражнения на отработку речи тренируют каждый орган (элемент) артикуляционного аппарата, преследуя цель добиться гибкости, живости аппарата. Возраст в процессе развития речевых способностей имеет большое значение. Поэтому специалисты советуют артикуляционную гимнастику для детей применять с раннего дошкольного возраста.
Что собой представляет артикуляционная гимнастика для детей?
Правило номер один в любого рода обучении – регулярность занятий. И в спорте, и в тренировке памяти, и в развитии разговорного аппарата она является главным условием достижения результатов.
Речевую гимнастику с детьми проводят, соблюдая ряд правил:
- Оптимальность нагрузок. Тренировка не должна быть слишком долгой. Ребёнку 2-7 лет хватит нескольких минут занятий.
- Использовать зеркало. С его помощью ребёнок может видеть, как работает язык.
- Участие и помощь родителей. Иногда может возникнуть потребность в использовании подручных средств (чайной ложки), чтобы помочь крохе сделать какое-то упражнение.
- Темп занятий – умеренный, а интенсивность – 4 или 5 разных упражнений артикуляционной гимнастики.
- Положительный настрой. Нельзя принуждать детей к тренировкам речи. Занимайтесь, играя, и тогда у вас всё получится.
Иногда проблема развития речи настолько сложна, что гимнастики для её решения недостаточно. В этом случае не откладывая обратитесь за помощью к опытному логопеду или неврологу.
Какие бывают упражнения для артикуляционного аппарата?
Упражнения делят на виды по двум признакам:
- по способу их делания;
- по тому, какой именно орган они тренируют.
По первому признаку упражнения делятся на динамичные (органы находятся в движении) и статичные (органы неподвижны в заданном положении). К ним относятся такие элементы артикуляционной гимнастики:
- «Хоботок». Ребёнку нужно вытянуть губы, чтобы они стали похожи на хобот слоника – свернуть в трубочку и потянуться ими вперёд. Зафиксировать данное положение на 5-10 секунд.
- «Грибочек». В этом упражнении нужно язык приложить к нёбу и присосать, постараться открыть рот очень широко. Ненадолго задержать и расслабить.
- «Лопатка». Язычок расслаблен. Рот в широко раскрытом состоянии. Язык просто лежит на нижней губе.
Смена позиции языка или губ – это условие выполнения динамичных упражнений. В их числе:
- «Качели» — язык нужно высунуть из открытого рта и раскачивать им то вверх (тянется к носу), то вниз (к подбородку).
- «Часики». Упражнение с улыбкой. Язычок выступает в роли маятника. Ребёнок водит им попеременно в правый и левый уголок рта.
- «Лошадка». Исходная позиция для языка в действии «лошадка», как в статическом «грибочке». Задача ребёнка – цокать как можно громче и чётче.
- «Где конфетка?». Это занятие отличается тем, что рот в упражнении закрыт. Работает язык. Он движется к одной щеке, затем к другой.
Такая зарядка имеет много преимуществ: она развивает разные речевые органы в комплексе и не утруждает малыша. К тому же подаётся эта артикуляционная гимнастика для детей в стихах, что делает её интересной и весёлой.
Артикуляционный аппарат – правила развития по возрасту
В своём развития малыши проходят несколько стадий. Например, до 1 года ребёнок ещё не владеет своим телом, его отдельными частями, а значит, упражнения артикуляционной гимнастики пока не нужны. Приступать к занятиям можно примерно с 2 лет, причём артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет и зарядка для разговорного аппарата у ребёнка 4-5 и 6-7 лет будут сильно отличаться. От возраста зависит сложность, продолжительность занятий.
Какая цель артикуляционной гимнастики для детей самого младшего возраста (от 2 до 3 лет)? Малышей мы пока только учим узнавать звуки на слух (фонетически), управлять дыханием (следить за длиной вдоха и выдоха), а также отличать высокие и низкие звуки, интонации, громкость и силу голоса. Как это делать? Предлагаем игры с надуванием и сдуванием щёчек, с прятками для язычка, широким открыванием рта.
Когда крохе исполнится уже три года, можно приступать к освоению речевого аппарата. Упражнения, которые могут войти в артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет:
- облизывание губ, как будто они испачканы в варенье;
- задержка на лице улыбки;
- а также упражнения, описанные выше – «лошадка» и «качели», «лопатка» и «часики».
Начиная с 3-4 лет, в артикуляционной гимнастике используют картинки для наглядности.
Какова цель артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет? В этом возрасте ребёнку предстоит детально изучить строение органов речевого аппарата с помощью упражнений:
- «Парус». Нужно улыбнуться как можно шире. Язычок в это время должен находиться на бугорке, который под нижними зубами, и зафиксировать это положение на несколько секунд.
- «Иголка». Название связано с тем, что малышу нужно постараться очень сузить язык и сильно вытянуть его вперёд.
- «Почистим зубки». Это движение совсем простое. Нужно работать язычком по принципу зубной щётки, двигать по задней поверхности зубов в разные стороны.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет включает все перечисленные выше статические и динамические занятия. Взрослый дошкольник легко справится с любым из них. Особенность развития органов речи в этом возрасте – если дефекты есть, то это видно, а значит, можно выбрать конкретные упражнения для их устранения.
Артикуляционная гимнастика – полезная и весёлая игра
Дети любят играть. Именно игры помогают всесторонне развивать малышей и делают любое обучение эффективным. И артикуляционная гимнастика может стать любимым занятием для крохи. Раскрываем секреты, как сделать занятия интересными:
- Используйте вкусняшки. Например, спагетти или сладкую вафельную трубочку можно держать на верхней губе, имитируя усы. Ещё одно статическое упражнение – сложить язык «чашечкой» и положить туда леденец, держать несколько минут.
- Пользуйтесь готовыми наработками артикуляционной гимнастики для детей в стихах, со специальными картинками.
Не торопитесь делать выводы по поводу дефектов в выговоре звуков и спешить за помощью к логопеду. Чаще всего, небольшие изъяны легко устранить с помощью упражнений. Правильно развивать речь малыша поможет артикуляционная гимнастика для детей на видео, или фото-картотека упражнений.
Читать также:
Адаптация первоклассников к школе
Что делать, если не понимаешь математику
Чем занять ребенка в 5 лет дома
Видео
Записаться в Школу Соробан® в вашем городе