Интересное, полезные статьи

Современное образование. Видение не со стороны

пора готуватись до школиПринято считать, что учителя советских школ были более профессиональными, чем сегодняшние. Образование было более основательным. Практически любые знания из школы могли пригодиться в дальнейшей жизни. Но все равно, без “лишней” информации не обходилось. Так же как и сейчас.
Вот скажите, зачем знать очередность фаворитов французских королей нового времени? А это изучается. И если хочешь “отлично” по истории, то знать ответ необходимо. А вот “хорошисты” могут себе позволить не вдаваться в подробности королевской жизни. Что и правильно, поскольку сложно представить себе ситуацию, в которой это знание пригодится.
Все больше школа напоминает стюардессу в самолете. Она рассказывает о технике безопасности все, что написано в инструкции, но мало кто ее слушает, а в реальности используют знания и вовсе единицы.

Возможно, потому, что не все, что прописывается в нормативах, необходимо в будущем? Например, базовое знание “пристегнуть ремни” лучше соблюдать, поскольку при попадании в зону турбулентности можно сильно пострадать. Но вот речь о том, где находятся плоты для спасения на воде… Лично вы знаете хоть одного человека, который спасся таким образом?

Современная школа, несмотря на то, что мир ушел далеко вперед, осталась в далеком прошлом. Прежде бесполезные знания, таковыми не считались, поскольку, кроме учителей, других источников информации не было. А любое знание надо было от кого-то получить. Но в век Интернета?! Любой педагог проиграет массе данных из всемирной сети.
Ребенку достаточно набрать слово в поисковике и получить миллионы ответов в любой момент, когда конкретное знание необходимо. Но учителя упорно задают прочитать статью о притоках

Амазонки и пересказать ее на уроке. Для чего?

Современная школа вызывает слезы жалости к системе, которая за столько лет так и не смогла войти в современное общество, к детям, которые бесцельно тратят десять лет своей жизни. И по итогу, получаем выпускников-поклонников современной поп-культуры (нелегко к этому значению приписывать слово “культура”, но уж так сложилось). И при всем при этом, дети понимают поэзию Пушкина, Лермонтова, знакомы с произведениями Баха, Бетховена.

Почему же это не отложилось в сознании? Типичный выпускник современной школы — это человек, который не всегда может связать в одном предложении более трех-четырех слов, который в речи использует слова, которые не прописаны ни в одном учебнике, у которого никоим образом не взаимодействуют правая и левая части мозга.
Нынешняя школа не отвечает потребностям общества. Идеал — другая школа, школа будущего, все знания в которой преподаются в комплексе информации по разным предметам. Современные уроки должны быть связаны единым понятием, явлением, предметом. Один такой урок можно запланировать на весь день, и каждый учитель-предметник будет продолжать тему, заданную ранее.

Зачем нужен междисциплинарный подход?

Подумайте, сколько сил тратит учитель, начиная каждый новый урок. Детей надо переключить с темы, которую они изучали на предыдущем занятии, на текущее. А все дети разные, ведь кто-то просто не успеет осознать изученное и отложить в свою “копилочку” — мозг. И так — урок за уроком. В обычной школе, где нет соотношения между изучаемыми темами, крепких знаний не будет. По итогу, получим бесполезно проведенное время.
Можно задать вопрос: “Но ведь есть у нас великие ученые, даже Нобелевские лауреаты. А учились они в обычных школах”. Да, но если изучать научных работы, сразу видно, что все, абсолютно все, сделаны на междисциплинарном подходе: физика-химия, химия-биология. В гуманитарных знаниях могут переплетаться десятки наук.
Представьте, учитель музыки на уроке рассказывает об ученых, которые были современниками изучаемого композитора. Или математик рассказывает о поэтах.

Не секрет, что дети бывают “физиками” — с развитым левым полушарием, и “лириками” — с сильным правым полушарием. И вот именно междисциплинарный подход и призван стереть эту грань. Когда учитель точной науки будет говорить о гуманитарной науке, например, авторе, который жил одновременно с ученым, сделавшем важное открытие, то “лирик” откроет свою “копилочку”, достанет из нее воспоминание о литераторе, объединит его с конкретным ученым и сохранит расширенное знание на будущее.

Так же, произойдет и с ребенком “физиком”, когда на уроке литературы учитель расскажет, что в гости к поэту приходил знаменитый ученый. При однополярном развитии детей в современной школе (когда задействовано только левое или только правое полушарие мозга) сохранение знаний из разных отраслей значительно осложнено, если вообще возможно.
Есть ли основные правила проведения урока? Неожиданность. Занятие не должно начинаться банально. Неожиданно, согласитесь, когда урок литературы начнется вот с таких слов учителя: “Сегодня по программе творчество Александра Пушкина. И я предлагаю вам поговорить о кругосветных путешествиях”.

Какой ребенок не заинтересуется?

Необходимое качество педагога — чувство юмора. Да, есть оно не у всех. Что же, тогда заводим картотеку веселых историй и используем заготовленные шутки. Но быть они должны обязательно — это мощная перезагрузка детей при изучении сложного материала.
Отдельная боль — проверка знаний. Если  забыл ребенок в каком году впервые состоялось погружение человека в Мариинскую впадину, но он знает, что на ее дне есть горы, высотой до двух с половиной километров  и что туда погружался Джеймс Кэмерон, режиссер “Титаника”, то почему на основе этих знаний нельзя поставить достойную оценку?

Двигатель к знаниям

Технологическому обществу достаточно одного процента математиков от всей численности населения планеты. Остальным достаточно калькулятора. Почему же детей мучают изучением сложнейших теорем, которые он в учебнике увидит в первый и последний раз? По средним данным, современной стране нужны: 3% фермеров, 1,5% химиков, 4–5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники — еще 10% населения. Остальные — люди свободных профессий.
Система образования должна измениться. Массив знаний по разным предметам никому не нужен. Разумеется, речь не идет о том, чтобы не обучать основам — для всестороннего развития личности это необходимо. Но перегружать деталями — бессмысленно. Зачем запоминать количество государств в Африке, если это всегда можно узнать в Интернете, если возникнет необходимость? Другое дело, рассказать немного об Африке, изучая творчество Эрнеста Хэмингуэя. (Правда, сейчас рассматривают инициативу убрать автора из школьной программы, что больше говорит об обеднении образования, чем о заботливом отношении к перегружаемым знаниями ученикам). И, кстати, очень интересно проводить связи между историей и литературой, основываясь на романах Александров Дюма, творчество которых и сегодня интересно школьникам.

Наследие для потомков

Согласитесь, смысл развития общества — создание памяти о себе для последующих поколений. Знаем ли мы, кто управлял Флоренцией во времена Леонардо да Винчи? А как имя директора лицея, в котором учился Пушкин? Вряд ли, многие ответят. Для истории важно лишь культура и искусство, которое сохранится в веках. Остальное не нужно. Забудется. И даже научные открытия важны лишь тем, что являются одним из звеньев цепи развития технологий.
Именно культура и искусство сохраняют в людях человечность — качество, которое является ценностью в любой период развития истории. И его основы должны закладываться именно в школе. И учебные годы должны оставаться самым светлым из звеньев цепи развития радостного периода  в жизни. Жизнь пролетает так быстро. Зачем же отнимать учебными годами большую ее часть, не давая ничего взамен?

Важно помнить главное, что подталкивает к получению знаний, — это любовь. Все остальное не имеет значения. Человек знает то, что любит. И если затронуть эту струну, может сложиться великолепная композиция.

Теги: , ,

Стоимость обучения грн.
АКЦИЯ Приведи друга и получи скидку 10 % за каждого на 2016/2017 уч. год. У вас двое детей? Стоимость обучения 2-го ребенка -30% Стоимость обучения 3-го ребенка -40%
Если в течение пробного месяца наш курс Вам не подойдет, мы вернем Вам деньги.