Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Дошкольный возраст – период стремительного развития детского организма и, в то же время, начало пути ребёнка к открытию своего внутреннего мира. Интересы малыша не имеют границ, каждое событие оставляет след в детской памяти, каждое новое занятие формирует мировоззрение, оказывает влияние на становление личности. Происходят изменения на физическом, интеллектуальном и тонком духовном уровне. Можно сказать, что наступает момент истины, когда малыш обретает главные навыки, привычки, качества, с которыми будет дальше шагать по жизни.
Глобальные перемены всегда связаны с определёнными моральными трудностями для человека. Учитывая скорость, масштабы метаморфоз, психологические проблемы дошкольников тоже имеют место.
Родителям нужно быть готовыми встретиться с осложнениями развития самосознания, немного разбираться в детской психологии дошколят, чтобы знать, как правильно поступить в критической ситуации, помочь ребёнку преодолеть проблемы.
Двигатель психологических перемен
Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста формируется на основе таких преобразований:
- интенсивное развитие творческого правого полушария, переход к сложному, инициативному восприятию, основанному на собственном опыте;
- стремительное развитие координации, моторики, речи;
- осознание своей индивидуальности;
- духовная близость с родителями, повышенная потребность в их любви, внимании;
- развитие практического мышления, творческих задатков;
- определение своих потребностей, желаний, целей;
- безграничный познавательный интерес.
Психологические проблемы дошкольников
Занимаясь воспитанием сына, дочери дошкольного возраста, родители однажды замечают кардинальные перемены в характере. Ребёнок не слушается, демонстрирует не свойственный ему тип поведения.
Список основных проблем психологического развития детей дошкольного возраста:
- Интеллектуальные проблемы – нарушение внимания, концентрации, трудности с восприятием, запоминанием информации.
- Осложнения эмоционального, личностного характера – возбудимость, подавленность, раздражительность, беспокойство, страхи.
- Поведенческие проблемы – ложь, агрессивный настрой, хамство.
- Неврологические осложнения – нарушение сна, слабость, повышенная утомляемость, нервные тики.
- Социальные трудности – обидчивость, безосновательное стремление главенствовать.
Каждая психологическая проблема в списке значима, требует глубокого анализа, поиска причин и возможностей устранения.
Например, демонстративное непослушание может быть следствием самоопределения, попыток разобраться в себе. Враньё ребёнка – явление неоднозначное. Здесь возможна неспособность разделять вымысел и реальность, боязнь родителей, недоверие к окружающим, попытки самоутвердиться.
Завышенная самооценка, неуверенность возникают на почве культуры взаимоотношений в семье. Обычно это бывает при условии постоянной критики, сравнении малыша с другими детьми и, наоборот, преувеличении личностных, интеллектуальных качеств ребёнка.
Тревожность, как свойство характера, формируется также в процессе родительского воспитания. Слишком большие ожидания взрослых заставляют малыша беспокоиться по поводу каждой неудачи. В результате – низкая самооценка на фоне больших амбиций.
Как вести себя родителям со своими взрослеющими малышами, чтобы не допустить психологические нарушения детей дошкольного возраста? Помните, в период самоопределения ребёнок как никогда нуждается в вашей поддержке. Однако ваша задача лишь в том, чтобы мягко, незаметно направлять кроху, уважая его личность, свободу, самостоятельность.
Понять причины возникновения проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте поможет знание основных потребностей ребёнка. Это движение, жажда новых впечатлений, общение. Поэтому для формирования цельной личности малышу нужно жить в любви, обязательно проводить время со сверстниками, иметь возможность всесторонне развиваться, играть. Не так уж и много!
Читайте ещё: