Интересное, полезные статьи

Прокрастинация: причины возникновения и способы борьбы с ней

Приходилось ли вам наблюдать за тем, как дети возвращаются со школы? Одни, весело размахивая ранцем, спешат побыстрее добраться домой и окунуться в домашние проблемы. Другие же, не спеша, двигаются в направлении дома с обречённым выражением на симпатичной мордашке.

Наблюдая за ними, мы, взрослые, невольно характеризуем их поведение и строим предположения, связывая часто такую реакцию с полученными за день оценками. Но часто так случается, что ребёнок, идущий медленно домой, отодвигает самую трудную часть пребывания дома – выполнение домашних заданий. И вот по пути домой он ищет уважительную причину, как отодвинуть эту неприятную работу, подыскивая «нужное и важное дело», тем самым отодвигая начало необходимой работы. Это приносит ему временное облегчение, но не снимает стресса обязательности выполнения неприятной работы.

Отсюда и те слезинки, которые появляются у него на глазах, когда родители задают традиционный вопрос: «Как с уроками?». Мы понимаем, что ребёнок отодвинул выполнение домашних заданий «на потом», «когда поем», «не понимаю», «с мамой» и т. д. В таком поведении ребёнка мы очень часто узнаём самих себя.

Особенно остро эта проблема возникает тогда, когда сам процесс выполнения вызывает у нас массу отрицательных эмоций. Уставший от психологического отрицания неприятной работы, организм требует от нас эмоционально положительного занятия, чтобы восполнить запас движущих сил, поиска стимула для того, чтобы наш мозг начал эффективно работать. Процесс затягивания выполнения мы, взрослые, часто называем большим камнем, который зависает над нами, и прекрасно понимаем, какую цену нам придётся за него заплатить. В народе ведь недаром говорят, что «ленивый делает дело дважды»: сначала психологически, а потом физически. Психологи это называют «прокрастинацией» и считают болезнью.

Из Википедии: «Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради [1]) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам»

У детей «прокрастинация» и проявляется именно в откладывании или нежелании выполнять домашние задания именно в необходимые сроки. Ребёнок готов часами играть в компьютерные игры, выполнять какую-то менее важную работу, лишь бы не садиться за уроки. Знакомая нам всем фраза мамы, которая жалуется, что сын или дочка готовы делать всю работу по дому, но с уроками просто беда. Ребёнок меняется на глазах: из спокойного, добросовестного и приветливого он превращается в нервного и беспокойного, раздражающегося при любой неудаче.

Почему мы прокрастинируем?

Этому есть следующие объяснения и причины, приводящие к «прокрастинации»:

  • заниженная самооценка;
  • приобретённый негативный опыт;
  • прочно сформированная неуверенность в своих силах и страх быть осмеянным и осуждённым перед публикой;
  • авторитарность родителей, не объясняющих необходимость выполнения нужного дела и пользующихся приказами или угрозами;
  • требования родителей выполнить то или иное задание без выяснения наличия необходимых знаний, умений и навыков, которые обеспечат желаемый и ожидаемый успех;
  • ложное понимание помощи, когда взрослым не хочется напрячься и понять, почему ребёнок протестует против выполнения, и поэтому им легче самим сделать за него.

Это не снимает проблему, а только усугубляет её. У ребёнка формируется стойкое невосприятие себя в роли исполнителя неинтересного дела, поэтому он с каждым разом всё более ухищряется в поисках удобных и не требующих ответственности путях, ведущих к естественному исчезновению желания и стремления к познанию мира и себя в нём. Это рано или поздно приводит к ассоциализации и непониманию своей роли в обществе. Мозг ребёнка приучается «отлынивать» от трудной работы, потому что всё нужное можно получить и без напряжения.

Большой стимул к формированию навыков «прокрастинации» придают и беспокойные, сомневающиеся в возможностях ребёнка родители, которые своими сомнениями вызывают у него боязнь испытать неудачу. И это можно понять. Даже мы, взрослые люди, имеющие опыт и умения справляться со стрессом неудачи, редко берёмся за дело, которое чревато разочарованием в своих силах. Что же тогда говорить о ребёнке!

Как бороться с прокрастинацией

Мы может учесть эти ошибки и постараться их не допускать, но опасность того, что это явление может возникнуть и у детей с нормальным и даже идеальным воспитанием, очень высока. Причины кроются и в социуме, в котором ребёнку приходится находиться, и в его индивидуальных особенностях. Приоритеты окружения прочно формируют навыки отношения к работе. Много есть факторов, влияющих на возникновение прокрастинации, но как не допустить её появления?

Современная уникальная методика ментальной арифметики, по которой происходит обучение в Школе устного счёта «Соробан» детей в возрасте от5 до 11 лет, предлагает реальный и доступный путь профилактики и борьбы с детской прокрастинацией.

Он заключается в следующем:

1. Активизизация умственной деятельности ребёнка приводит к формированию стойкого интереса и желания добывать знания и искать новое при обучении в общеобразовательной школе.

Сам процесс обучения, применение специальных методов и приёмов «пробуждает» мозг и стимулирует его на высокую концентрацию внимания, получение и быструю обработку информации, высокую степень запоминания, развитие мышления и интеллекта. Ребёнок учится определять ключевую задачу, концентрироваться на её выполнении, что приводит к положительному результату. Это умение формируется и шлифуется на интереснейших занятиях и тренировках.

Разные скоростные режимы способствуют развитию разных способностей: счёт на малой скорости поможет удерживать в уме образ необходимого числа на более продолжительное время, тренировать концентрацию внимания; счёт на высокой скорости увеличит быстроту реакции и закрепит зрительную память. Хотя родители в восторге от скоростного счёта, но здесь на первом месте стоит уровень несомненной пользы от применения обоих видов скоростей.

2. Выработка стойкой мотивации к учебной и познавательной деятельности, стремление к которой обеспечивает выработанная у ребёнка уверенность в своих возможностях и тот багаж знаний и навыков, которые отсутствуют у его одноклассников. Школьные занятия и учебные нагрузки для студента Школы Соробан становятся увлекательным занятием, а не обременительной работой, потому что его натренированный мозг требует постоянной познавательной деятельности.

Радость и гордость у ребёнка вызывает даже решение примера быстрее всех, уже не говоря о лёгком и быстром темпе принятия и обработки учебной информации, об удовольствии от выполнения домашних заданий. Мозг не пропустит возможности обработать материал, используя нужные алгоритмы, не даст ходу мысли об оставлении дела «на потом».

3. Обучение элементам планирования дел и времени.

Логическим продолжением занятий в Школе Соробан являются 15-20- минутное выполнение домашних заданий. Они подбираются индивидуально для каждого ученика и запрограммированы на успех. Работа на детском тренажёре «Дед Соробан» в начале занятий потребует особой помощи и поддержки родителей в составлении расписания, куда нужно будет включить онлайн- тренировки, и в тщательном соблюдении их выполнения.

Практика показала, что эта помощь нужна только на первом этапе, когда ребёнок только проходит путь включения в процесс обучения. Потом это станет приятной необходимостью и подталкивание родителей отпадёт за ненадобностью.

4. Формирование навыка постановки целей и определения путей её достижения.

На занятиях в Школе Соробан тренера всегда рядом с ребёнком. Они ведут его по пути познания себя и мира вокруг. Все ошибки и достижения ребёнка тщательно анализируются и корректируются под него. Познание и понимание происходит в сравнении с самим собой, что учит его видеть не чужие недостатки, а свои и искать пути их преодоления. Слова поддержки и похвалы тренеров вырабатывают уверенность в себе и ведут к вершинам познания и усовершенствования.

Школа Соробан помогает преодолеть замкнутый психологический круг под названием «прокрастинация». Подробную информацию о методике вы можете узнать на сайте soroban.ua. В социальных сетях на страницах Школы прочитайте отзывы родителей наших учеников. Мы рады будем видеть вас у себя в Школе.

Читать ещё:

Чем занять ребёнка на осенних каникулах

Уникальные развивающие занятия для детей в школе Соробан

Как освоить методику ментальной арифметики?

Стоимость обучения грн.
АКЦИЯ Приведи друга и получи скидку 10 % за каждого на 2016/2017 уч. год. У вас двое детей? Стоимость обучения 2-го ребенка -30% Стоимость обучения 3-го ребенка -40%
Если в течение пробного месяца наш курс Вам не подойдет, мы вернем Вам деньги.