Математические способности детей
Математические способности детей
Математические способности у детей – один из видов природных талантов. Они дают о себе знать с раннего (дошкольного) возраста и тесно связаны с развитием таких видов интеллекта, как творческий потенциал, способности к познанию окружающего мира. Однако некоторым малышам изучение математики даётся с трудом. Можно ли развить математические способности у ребёнка?
Считать, что математика доступна только очень одарённым детям, в корне неправильно. Как и все другие таланты, математические способности – результат правильного развития малышей. Их не только можно, но и необходимо развивать с ранних лет.
В эпоху компьютеров и цифровых технологий «дружить» с числами должен каждый. Математика лежит в основе множества профессий, формирует мышление человека, является одним из главных факторов влияния на развитие интеллекта у детей. Роль точной науки в дошкольном и школьном образовании ребёнка огромна. Математика делает ум малыша гибким, внимательным, быстрым. Точная наука развивает логику, способность видеть сходства и отличия, связи между явлениями, умение мыслить последовательно.
Но к вопросу обучения ребёнка математике нужно подходить серьёзно. Чтобы занятия приносили ценные плоды, следует вначале провести диагностику математических способностей детей 5, 6, 7 лет, то есть, оценить уровень формирования у малыша базовых математических понятий, логичного мышления.
Диагностика математических способностей у дошкольников – метод Белошистой А. В.
Можем ли мы утверждать, что ребёнок, обладающий математическим складом ума, станет гением математики, если он рано освоил устный счёт? Конечно, нет! Навыки счёта – малый и не самый сложный элемент точной науки. Математические способности дают о себе знать в виде особого способа мышления, в котором присутствует:
- логика;
- анализ;
- понимание формул, таблиц и схем;
- умение видеть фигуры объёмными (проекция в пространстве);
- абстрактное мышление.
Доктор педагогических наук В. А. Белошистая создала систему эффективной диагностики математических способностей у детей разного возраста – младшего дошкольного (4-5 лет), старшего дошкольного (5-6 лет), младшего школьного. Эта методика выглядит таким образом: учитель (родитель) предлагает детям ситуацию, где нужно применить ту или иную способность.
Этапы данной диагностики:
- Проверка детей 5-6 лет на предмет владения навыками синтеза, анализа. Проводится отдельно для каждого ребёнка. Помогает оценить способность различать формы предметов, сравнивать, разделять и обобщать предметы по признакам, которые ребёнок находит сам.
- Проверка на наличие у дошкольника 5-6 лет навыков образного анализа.
- Диагностика навыков синтеза и анализа у детей 5-7 лет. Помогает определить способность дошкольника (школьника) определять формы фигур и находить их в сложных картинках, где фигуры наложены одна на другую.
- Тестирование с целью определения , имеет ли ребёнок понятие о таких базовых математических тезисах, как порядковый счёт, «больше» и «меньше», форма самых простых фигур в геометрии.
Первый и второй методы диагностики проводят в начале учебного года, а третий и четвёртый – в конце. Это позволяет оценить факт и динамику развития ребёнка в области математики.
Материал для диагностики должен привлекать детское внимание и быть понятным для детей (яркий, с картинками, подходящий под возрастные особенности развития).
Диагностика математических способностей ребёнка – методика Колесниковой Е. В.
Е. В. Колесникова создала уже десятки пособий для развития способностей к математике у малышей и старших дошкольников. Её диагностика математических способностей у детей 6 и 7 лет отвечает требованиям ФГОС (Россия), популярна у родителей и педагогов в разных странах.
Метод Колесниковой позволяет максимально точно оценить главные показатели математического развития ребёнка. Цель проверки – понять, насколько малыш готов к школе, распознать слабые стороны в развитии его математических навыков, чтобы вовремя восполнить пробел. То есть, диагностика помогает понять, как улучшить математические способности у детей.
Советы родителям по развитию математических способностей ребёнка
«Игра – высшая форма исследования». (Альберт Эйнштейн). Родители должны помнить это, когда выбирают лучший метод обучения для своего малыша. Даже такая серьёзная наука, как математика, станет ребёнку ближе и понятнее, если он будет знакомиться с ней в процессе игры.
Развитие математических способностей у детей посредством игровой деятельности даёт отличный результат:
- познание себя и окружающего мира;
- создание базы математических знаний;
- развитие коммуникабельности;
- развитие мышления;
- становление личности.
Какие игры можно использовать?
- Счётные палочки. Игры разной степени сложности помогают малышу выучить формы предметов, развить память и внимание, усидчивость, смекалку, навыки сравнения.
- Математические загадки.Это идеальный способ развития основных граней мышления – логики, синтеза, анализа, обобщения, сравнения. Ребёнок учится делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения, преодолевать трудности и решать поставленные задачи.
- Головоломки. Они развивают смекалку, логику и внимание, усидчивость и память. Также с помощью задач на логику дети лучше ощущают пространство (направление), учат простой, обратный и порядковый счёт, учатся взвешенно планировать.
Когда мы развиваем математические способности детей посредством игровой деятельности, мы формируем учебный азарт, помогаем крохе полюбить предмет изучения. А яркие эмоции, искренний интерес – это уже залог успешного обучения. Кроме того, игра развивает математические задатки в комплексе с творческими способностями.
Развитие математических способностей дошкольников с помощью сказок
Детская память имеет свои особенности. Она фиксирует только то, что радует, удивляет, восхищает, то есть, запоминает информацию, связанную с какими-то эмоциями. Вот почему метод обучения из-под палки не эффективный. В поиске новых форм подачи материала малышам, взрослые упускают простые вещи. Например то, что одним из первых средств знакомства крохи с жизнью, окружающим миром является сказка.
Сказочные персонажи для детей живые и настоящие, сказка и реальность тесно связаны между собой. Сказки развивают детскую речь, фантазию, смекалку, расширяют кругозор, учат добру, честности и многим другим качествам. Возможностей для развития математических навыков там тоже хватает:
- «Волк и семеро козлят», «Козлёнок, который умел считать до 10» — учим простой счёт.
- «Репка» и «Теремок» — порядковый и простой счёт.
- «Три медведя» — счёт до трёх, понятия «большой», «средний», «маленький».
Можно предложить ребёнку спрятать сказочных персонажей в геометрические фигуры, которые им подходят по форме и размеру (развитие абстрактного мышления). Можно сравнивать героев сказки по высоте и ширине.
Развивать математические способности с помощью сказок – это отличный способ обучения вне занятий (дома) и на уроках. Учитель может превратить занятие в большое приключение, построив программу урока на сюжете хорошо знакомой ученикам сказки. Подходят любые инструменты – загадки, лабиринты, числовые задачки, пальцематика. Главное – пробудить интерес у детей, включить их в процесс игры.
Читать ещё:
Секреты скоростного счета «Соробан»
Ментальная арифметика как она работает и для чего нужна?
Польза ментальной арифметики для ребенка
Видео:
Груповое занятие в школе Соробан
Ученик школы Соробан считает и читает стих одновременно
Школа устного счета Соробан
Записаться в Школу Соробан® в вашем городе