Как проверить, сможет ли ребёнок адаптироваться к школе?
Из-за возрастающих требований, больших нагрузок с самых первых дней обучения новоиспечённым ученикам с каждым годом становится труднее привыкнуть к школе, приспособиться к незнакомой среде и выходить на высокий уровень успеваемости. Но причина не только в школьной программе. Скорее в том, что она не совпадает с потребностями и реальными способностями учеников. Современный ребёнок при стремительном развитии высоких технологий разбирается в сложных компьютерных программах, но не имеет достаточно социальных навыков, меньше двигается, обладает менее развитыми моторными функциями.
Диагностика адаптации к школе стала неотъемлемой частью обучения маленьких школьников в Украине. С её помощью родители и педагоги могут объективно оценить эффективность дошкольного развития ребенка, выявить слабые места в подготовке, выбрать результативные методы последующего обучения.
Адаптация к школе: система педагогических требований к ученикам начальной школы
Критерии, по которым мы будем оценивать уровень готовности малыша к 1 классу, можно разделить на несколько групп. Это группы, которые
- связанны с учебной сферой деятельности;
- дающие оценку социальному поведению ученика;
- исследующие мотивы и личные отношения к школе, к учёбе ребёнка;
- определяют критерии оценки детского мировоззрения, его самоопределения.
В первой группе мы будем исследовать, насколько произвольно проходят психофизиологические процессы, как развиваются мыслительные способности малыша, умеет ли он решать поставленные задачи, развита ли у него тонкая моторика, речь, готов ли он физически к учебным нагрузкам. Дошкольник 6-7 лет должен владеть такими навыками и способностями, как:
- Ответственность, старательность, самоорганизация, то есть умение без посторонней помощи составить план учёбы, сосредоточить внимание на задании, способность учиться по правилам.
- Активное использование в учёбе наглядно-образного мышления: выявление схожих и отличительных свойств предметов, навыки обобщения, сравнения.
- Постепенное развитие логики, которое проявляется в способности рассуждать, делать анализ и выводы, используя знания.
- Целеполагание, то есть способность определить задачу и наметить план её решения.
- Умение читать целыми словами, понимая их значение и смысл текста в целом. Знание метафор, грамотная речь, в которой ребёнок использует сложные конструкции. Способность правильно и доступно высказать свои мысли.
- Твёрдость руки, то есть, обладание навыками уверенного разборчивого письма, рисования, прикладного творчества.
- Усидчивость и способность продуктивно работать в течение всего дня (на всех уроках). Готовность заниматься, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут.
Социальное развитие оцениваем по:
- наличию у школьника навыков командной деятельности;
- готовности идти на контакт, умению дружить, строить другие правильные взаимоотношения с людьми;
- способности решать мирным путём споры, конфликты;
- проявлению уважения к учителю и своим одноклассникам;
- готовности следовать правилам, принятым в обществе;
- ответственности;
- способности контролировать свои эмоции, сдерживать желания, вести себя в соответствии с ситуацией.
Мотивация — ключ к успешной учёбе. Адаптация к школе проходит гладко у детей, которые:
- имеют внутренний познавательный стимул к обучению;
- не сталкиваются с проблемой несоответствия требований родителей и учителя;
- обладают способностями, соответствующими требованиям взрослых.
Диагностика адаптации к школе не может проходить без оценки формирования детской личности. Психологическая зрелость, готовность стать школьником выражается в таких показателях:
- Малыш доволен своими отношениями с другими детьми в классе.
- Он хорошо относится к учителю и его устраивают их взаимоотношения.
- У рёбенка сложилось, в целом, позитивное отношение к учёбе, к школе.
- Он ощущает себя в учении комфортно, уверенно, верит в свои силы.
Адаптация к школе: польза развивающих курсов для детей
Занятия дошкольной подготовки в Школе ментальной арифметики Соробан — привлекательная альтернатива детским садам.
Во-первых, потому что при необходимости учиться там могут не только дошкольники, но и ученики начальной школы.
Во-вторых, курсы развития используют самые эффективные программы и методику, обеспечивают учеников всеми полезными учебными пособиями, материалами. В-третьих, они не перегружают ребёнка. Все тот же социальный опыт, интеллектуальные задачи малыш получит во время непродолжительных занятий в гораздо более комфортной обстановке, чем в детском саду.
О плюсах и минусах разных способов дошкольной подготовки можно говорить очень долго. Стоит сказать о главных преимуществах уроков ментального счёта. Здесь знают, как заинтересовать учеников в учении, вдохновить и мотивировать их на победы, вырастить из маленького зёрнышка способностей могучий ум, для которого не существует границ. Вот почему для воспитанников Соробан нет такой проблемы, как адаптация к школе.
Читать также:
Почему стоит записаться на летний курс Спидкубинга в Соробане
Почему стоит записаться на Летний интенсив в Соробан?
Видео: