Интересное, полезные статьи

Адаптация первоклассников к школе

Когда ребёнок переступил порог школы, родители разрешают себе, наконец, вздохнуть свободно. Если первый месяц малыша в школе проходит более-менее гладко, спокойно, кажется, что трудности адаптации первоклассников к обучению в школе обошли стороной. Однако выводы делать рано.

На стартовом этапе обучения ещё нет серьёзных нагрузок. В социальном разрезе детям нужно больше времени, чтобы разобраться, кто есть кто, и успешно утвердиться в новой среде. Учитывая разности характеров, отличия воспитания, период адаптации первоклассников к школе может занимать от 3-4 недель до 6 месяцев.

Что влияет на те или иные особенности адаптации первоклассников к обучению в школе? Это:

  • уровень физической, умственной, психической и эмоциональной готовности к школе;
  • особый темп развития каждого школьника;
  • наличие социальных навыков (готовность к командным занятиям, умение строить связи, общаться с детьми, взрослыми).

Адаптация первоклассников к школе – диагностика

Чтобы определить, как хорошо прошла социальная адаптация первоклассников к школе, психологи дают совет обратить внимание на черты детского поведения:

  • настроение после школы;
  • отношения с учителем, отзывы о других детях;
  • степень комфорта нового режима дня (утренние подъёмы, спокойный отход ко сну);
  • успехи в учёбе.

Если школьник большую часть времени весёлый и активный, открыто делится своими эмоциями, успел приобрести несколько новых друзей, с лёгкостью встаёт по утрам, —  не о чем тревожиться. Он вполне освоился в новых условиях.

На проблемы адаптации у первоклассников к обучению в школе указывают такие признаки:

  • подавленность, частая усталость, нарушение режима сна;
  • перемены в характере (возникла обидчивость, капризы, уход в себя);
  • частые жалобы на критику учителя, на поступки детей в своём классе;
  • нет желания браться за уроки, идти в школу.

И хотя «симптомы» дезадаптации у всех выражены примерно одинаково, причины у них могут быть разные. Только поняв, что лежит в основе сложностей с адаптацией к школе у первоклашки, мамы и папы могут найти выход из непростой ситуации.

Как проходит диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе? Она состоит из личных наблюдений родителей и педагога, а также специальных тестов. Их результаты помогают оценить уровень готовности ребёнка к обучению, разработать для всех учеников персональный план успешной адаптации к школе.

Что влияет на адаптацию к школе у первоклашки

Чаще всего проблемы с адаптацией ребёнка к школе возникают на фоне таких причин:

  • слабое развитие моторики рук (а это и письмо, и речь, и ловкость);
  • низкий уровень умственной подготовки к учёбе (слабо развита логика, фантазия, память и др. способности);
  • медленное или, наоборот слишком быстрое усвоение школьных знаний на фоне других детей;
  • плохо развита усидчивость и внимание;
  • страх перед неудачей, отсутствие веры в свои силы;
  • не развита ответственность, умение планировать свою работу;
  • нет цели, интереса к познанию;
  • стычки со сверстниками в школе, конфликт с педагогом.

Ещё один важный фактор – это темперамент. От него зависит активность работы нервной системы у ребёнка. Больше других подвержены проблеме дети:

  • легко возбудимые (холерики);
  • медлительные (флегматики и меланхолики).

Бывает, что проблемы быстрой адаптации первоклассников к школе связаны с резким ростом нагрузок вне школы. Это может быть целый список внешкольных занятий. Иногда родители сами создают условия для моральных проблем. С прихода в школу они начинают считать детей взрослыми, повышают список требований, домашних обязательств.

Как помочь ребёнку с адаптацией?

Родители должны в период адаптации первоклассников к школе обеспечить условия комфортного перехода от беззаботной дошкольной к активной жизни в школе. Как это сделать?

  1. Развивать ребёнка гармонично. Уделять внимание развитию памяти, развивать усидчивость, интерес к знаниям.
  2. Научить ребёнка общению с детьми, взрослыми людьми. Для этого нужны игры с такими же малышами на улице. Полезны занятия в детском саду или в детских центрах развития, чтобы в доме часто бывали гости.
  3. Поддерживать детское стремление к новым занятиям, новые хобби ребёнка, уважать его мнение.
  4. Чаще хвалить, исключить критику за ошибки. Это поможет малышу стать уверенным в себе.
  5. Стать активным слушателем, проявлять интерес ко всем событиям в жизни школьника.
  6. Ваш ребёнок уникален, поэтому не нужно сравнивать его с другими детьми. И уж тем более не стоит при нём восхищаться оценками или супер талантами чужих детей.

Гос. программа адаптации первоклассников

На судьбу детей большое влияние оказывают взрослые. И главную скрипку в жизни малыша играют родители. Но когда ребёнок идёт в школу, в его развитии уже участвует учитель, а также государство. Влияние гос. системы образования на личное и социальное взросление детской личности включает такие задачи:

  • обеспечить в школе комфортный режим для каждого ребёнка;
  • грамотно построить учебный процесс, особенно в период адаптации;
  • следить за здоровьем школьников, уделять внимание профилактике болезней, связанных с долгим сидением, учебными нагрузками;
  • создать условия для развития детей в разных сферах знаний (открыть в школах творческие кружки, спортивные секции и т.д.);
  • регулярно проводить проверки на предмет социальной, психологич. адаптации детей (диагностику степени готовности детей к школе);
  • психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

Сегодня в Украине в младшей школе уже действует ряд изменений, призванных помочь детям на этапе адаптации. Это:

  • отмена оценок в младших классах;
  • отказ от оценочной системы по физкультуре на всех уровнях обучения;
  • введение нового формата уроков для первоклашек;
  • а также внедрение европейских методик обучения малышей.

Адаптация к школе детей с ограниченными возможностями

Ребёнку, который имеет ОВЗ изначально больнее переживать трудности социальной адаптации в школе. К его личным проблемам нужно прибавить жестокость сверстников. Дети всегда обращают внимание на физические недостатки у ребёнка с ОВЗ.

То, как будет протекать адаптация первоклассников с ОВЗ к школе, зависит в первую очередь от учителя. Какие задачи ставит перед педагогом государство?

  1. Использовать разные средства в обучении, чтобы максимально упростить детям с ОВЗ период адаптации.
  2. Создать удобство в рамках времени, что ребёнок проводит в школе (свобода передвижения, доступность учебного класса и др.)
  3. Для каждого ребёнка с ОВЗ применять персональный план занятий, исходя из особенностей развития.
  4. Кроме стандартной программы уделять внимание творческому, физ. и личностному воспитанию детей с ОВЗ.

Успешная адаптация первоклассников к школе возможна только при условии наличия контакта, взаимной помощи у учителей и родителей маленьких школьников.

Читать также:

Что делать если не понимаешь математику?
Чем занять ребёнка в 5 лет дома?
Чем занять ребёнка в 4 года дома

Видео



Записаться

Записаться в Школу Соробан™ в вашем городе

Стоимость обучения грн.
АКЦИЯ Приведи друга и получи скидку 10 % за каждого на 2016/2017 уч. год. У вас двое детей? Стоимость обучения 2-го ребенка -30% Стоимость обучения 3-го ребенка -40%
Если в течение пробного месяца наш курс Вам не подойдет, мы вернем Вам деньги.