7 лет: младший школьник и проблемы с учебой
Ребёнок идёт в 1 класс! За всё осознанное детство, пожалуй, не случается с маленьким человечком более значимого события, которое в корне меняет жизнь малыша, его отношение к миру и самому себе. Теперь у ребёнка появляются повседневные обязанности, круг общения пополняется целым классом сверстников и одним авторитетным взрослым.
Несмотря на то, что этого момента дети очень долго и трепетно ждут, новый жизненный распорядок становится для большинства из них серьёзным испытанием и приводит к проблемам в учёбе, сложностям адаптации и кризису семилетнего возраста.
Психологические особенности детей в 7 лет
С началом школьной жизни взрослости у первоклашки добавилось, но он по-прежнему остаётся ребёнком — таким же непосредственным, доверчивым, нуждающимся в родительской любви и заботе.
Ребёнок первоклассник переживает с одной стороны отрыв от беззаботного детства, желание стать самостоятельным, а с другой стороны – трудности, связанные с привыканием и приспосабливанием к новым жизненным условиям.
Что нужно знать родителям о своём семилетнем ребёнке?
- Игры всё ещё важны и необходимы.
- Именно сейчас формируется социальная личность малыша.
- Интеллектуальное развитие влияет на чувственный мир ребёнка. Он начинает тонко воспринимать музыку, искусство, глубже переживает эмоции, поэтому требует бережного отношения к себе.
И ещё: непослушание, трудности с учёбой в 7 лет – тоже норма. Это не значит, что первоклассник не готов или недостаточно умён. Ему действительно непросто справиться со стрессом.
Проблемы обучения в начальной школе
Трудности школьного обучения возникают не на пустом месте. Одна из главных причин неуспеваемости – недостаточный уровень подготовки. Самые распространённые проблемы с учёбой у первоклассника:
- пропуск букв при письме (слабая способность восприятия информации на слух, плохая концентрация внимания);
- безграмотность (недостаток внимания, кратковременной памяти);
- рассеянность и отсутствие организованности (неустойчивое внимание, низкая способность управлять своим поведением);
- проблемы с математикой (недостаточное развитие аналитического, логического мышления);
- нет усидчивости, несмотря на разминки и чередование видов деятельности во время урока;
- неспособность вникать в объяснения преподавателя (отсутствие интереса, ограниченное или недостаточное внимание);
- трудности с пересказом (пробелы в развитии речи, логической памяти, образного мышления);
- неаккуратность письма (слабо развитая моторика рук);
- трудности с запоминанием стихов (плохая концентрация, долговременная, механическая память).
Наряду с интеллектуальным отставанием проблемы с учёбой ребёнка в 7 лет могут быть связаны с более глобальными вещами:
- отсутствие интереса к учёбе;
- недисциплинированность;
- несамостоятельность;
- нет правильной мотивации.
Как исправить ситуацию?
На самом деле не существует такой проблемы в учёбе, которую нельзя было бы решить. Ментальная арифметика Соробан, развивающая полушария мозга, независимо от того, первоклассник не хочет или не может учиться, способна устранить практически все составляющие неуспеваемости:
1. Развить недостающие когнитивные способности:
- память;
- концентрацию внимания;
- моторику рук;
- логическое, аналитическое, наглядно-образное мышление.
2. Помочь ребёнку с социальной адаптацией с помощью дружелюбной атмосферы в классе, обучения навыкам коллективной работы, общения, взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
3. Сформировать фундамент его личностного роста, развивая такие качества, как самостоятельность, целеустремлённость, уверенность в своих силах, самодисциплина, ответственность.
4. Сформировать правильное отношение к учебному процессу: учиться не ради оценок и похвалы, а для того, чтобы выходить за рамки своих возможностей и узнавать что-то новое.
Рекомендации родителям
Как бы ни была хороша методика, роль родителей в преодолении трудностей первоклассника всегда остаётся на первом месте. В этот период ребёнок как никогда беззащитен и нуждается в вашем внимании. Ведь большинство проблем с адаптацией вызваны именно отсутствием у детей уверенности, неспокойной обстановкой в семье, дефицитом родительского тепла и поддержки или чрезмерной опекой.
Как помочь первокласснику адаптироваться в новых для него условиях? Нужно ли заставлять делать уроки, если он не хочет учиться? Что делать, если у ребёнка не складываются отношения в классе?
Первое правило – всегда сохраняйте спокойствие и уверенность. Следуя остальным рекомендациям, вы вместе с маленьким школьником сумеете преодолеть любые школьные перипетии:
- Не требуйте от ребёнка многого.
- Не пытайтесь делать всё вместо него.
- Дайте ему свободу быть самостоятельным и будьте терпимы к ошибкам.
- Хвалите, когда он этого заслуживает.
- Проводите вместе время.
- Будьте внимательны к настроениям школьника, чтобы вовремя заметить назревающую проблему.
- Интересуйтесь его делами, переживаниями.
- Любите его. Всегда.
Читайте ещё: